[халтура] [взгляд и нечто] [pro-za] [новости] [рецензии] [силуэты] [ссылки] [ гостевая книга] [ форум] [главная страница] |
Царский выборЗима приходит в Александров из поселка Оледнево. Хмурым ноябрьским утром вместе с первым автобусом или тупоносым запорожцем из Москвы, привязав к его хвосту белый свадебный шлейф поземки. Венчает зиму с Александровым серое, аккуратно выметенное метелкой ветров, безоблачное, небо. Весьма возможно, что Оледнево тут и не при чем, но не может же вирус зимы завестись сам собой, без видимых на то причин? Жестокий романсКак известно, Москва не очень охотно расстается с путешественником, решившим бросить старушку на произвол судьбы с тем, чтобы устремить бег своего авто к другим просторам. А потому пробка на Ярославском шоссе, если Вы опрометчиво выехали из города в пятницу, да, в общем-то, и в любой другой день вечером, скажем так до 17.00, может тянуться, словно ириска во рту, до самого Пушкина. И только после Пушкина «ириска» как-то вдруг рассасывается и исчезает насовсем. Тяжелый шар земной в 1917 году выскользнул из-под ног Минца, но строки дышат негой. И она растворена в морозном воздухе. в начало...ХанаидаЖивущему в Москве кажется, что пуп земли - Красная площадь. Любой петербуржец уверен в том, что одна шестая часть суши начинается с Невского. А на южном Урале не сомневаются в том, что Россия берет свое начало с Челябинска. «А вот для нас здесь, на берегах Миасса, начинаются Россия и весь мир, здесь для нас главное место на земле». - такими словами экспериментальное учебное пособие «Челябинск. История моего города» - в пику Оксфордской электронной энциклопедии – вводит стороннего наблюдателя в курс дела. И у него есть на это все основания. Ибо Челябинск – это самый что ни на есть центр России. Но только той России, которой больше нет и не будет, а не нынешней. Поезд «Южный Урал» отходит от перрона Казанского, на ночь глядя, неторопливо, словно нехотя отлипая примерзшие к рельсам колеса. А куда, собственно, торопиться? До Челябинска - полутора суток езды: день и две длинные, зимние, ночи. Проводницы разносят чай, пассажир травит дорожные байки. Вагон-ресторан в лице томной девицы в короткой юбке заманивает отведать ухи из семги, обещая неземное блаженство… Днем вы находите, что в пейзаже за окном произошли необратимые перемены. Лес сменяется дикой степью, напоминающей океан с застывшим в недоумении белыми бурунами. Потом из-под снега, нахлобучив козырек над причалом на самые брови, выползает пристань, и из коридора слышен восторженный шепот: «Волга!». На остановках вагон начинают осаждать закутанные до маковки бабы с копченым жерехом и воблой. Бросаясь к тамбуру, они суют пассажирам распятые тушки рыбин. Но покупать, если Вам приспичило, стоит с превеликой осторожностью. Поскольку хитрая на выдумку голь, основным источником заработка которой является ловля и продажа рыбы, наловчилась (каламбур!), экономя время, готовить ее не по всем правилам коптильного искусства, а окунать на непродолжительное время в коптильное масло. А это уже – канцероген и есть такую рыбу все равно, что устраивать поминки по своему здоровью. Причем, глаз неискушенного в подобного рода проделках пассажира отличить хорошую рыбу от плохой не в состоянии. После Уфы поезд начинает медленно и неуклонно забирать куда-то вверх, в горы. Ночь погружает вагон во мрак. Мелькают огоньки, освещающая какие-то загадочные названия: Чишмы, Усть-Катав, Сатав. Засыпая, кажется, что здесь уже люди не живут. А если и живут, то какие-нибудь с песьими головами. Что поезд вот-вот уткнется в тупик. Или сойдет с рельс и его заметет пургой. И местные жители выловят вас, посадят на куканчик, закоптят, распнут и продадут пассажирам не фунт лиха. Ночью вагон начинает подскакивать на стыках. Ошалело оглядывающийся спросонья пассажир пронзает тьму встревоженным взором. Но тьма ничего обнадеживающего не сулит. Заснувший наконец под утро на пляшущей полке, он с изумлением обнаруживает, что прибыл – в Челябинск. Только, не понимает еще, зачем? ЧелябаПокуда ваша подошва извлекает хруст из утренней дороги, вы оглядываете город, находящийся в оцепенении, словно с приходом зимы история и жизнь в городе замерзает. Прямоугольные проспекты и типовые дома напоминают ноту, звенящую в тишине непередаваемым аккордом тоски. Такими глазами, видимо, смотрели на Зауралье и первые поселенцы, которых нелегкая занесла зимой в эти дикие края в XVIII веке. Однако летом, когда природа к их немалому удивлению расцвела, минор быстро уступил место мажору: «…провинция сия подает удобность к разведению садов. Всякое огородное растение родится наилучшим образом, а особливо белая репа, которая удивительной величины бывает. Нерадение здешних крестьян причиною, что они о других растениях, кроме простой капусты, репы и моркови, не заботятся». Кроме репы здешняя провинция производит удивительные по красоте девичьи лица, разрез глаз, изящный, словно выделанный ювелирным резцом, которых неустанно говорит о том, что противоборство диких племен, башкир, джунгар, татар, калмыков, киргизов и русских завершилось ко всеобщему удовольствию миром и согласием. А пуховая шапка, венчающая овал лица с морозным румянцем и черными зрачками, поблескивающими из-за пушистых ресниц, словно бы неустанно напоминает о том, что в жилах местных красавиц течет не морковный сок, как в Москве или Питере, а самая что ни на есть кровь царского разлива. Ведь до того, как 2 сентября 1736 года, согласно указу Анны Иоановны, при непосредственном участии историка Василия Никитича Татищева и полковника Тевкелева, «на реке Миясе в урочище Челяби от Мияской крепости в тридцати верстах» был заложен Челябинский городок, власть переходила из рук киргиз-кайсацкого хана Абулхаир к другим царькам и князькам. Стало быть, шансов на то, что перед Вами ни одна из потомков Абулхаира здесь значительно больше, чем в Москве встретить коренного москвича. Бывшая Челябинская крепость утопает в снегу. Мозги ваши от мороза проясняется, настолько, что вам по силам разгадать тайну происхождения названия – Челябинск. Одни историки говорят, что названием своим город обязан татарской деревне, Челябе (Челяба – по-татарски яма), которая была расположена на месте крепости. Другие связывают название города с именем собственным: Селебей, Цилябей, Челебей. Согласно третьей версии на месте крепости был бор, нанесенный на ландкарту в 1737 году геодезистом И.Шишковым. И этот бор по башкирски именовался как Селеби-карагай. Историки спорят, жизнь движется в одном, ведомом только ей одной направлении, а Челябинск уже и сам забыл, почему он – Челябинск. «Бедный городишко»Все это уже в преданиях старины глубокой. Тракторный завод, выпускавший танки, дышит на ладан. Химия, ничего хорошего, кроме приснопамятного взрыва на заводе «Маяк», сравнимого по своим разрушительным последствиям с Чернобылем, не принесла. И теперь Челябинск - в поле действия розы ветров: зоны отчуждения радиоактивного заражения и могильника опять-таки радиоактивных отходов. Постепенно Челябинск, словно скукоживается, превращаясь в тот самый середины XIX века одноэтажный город, о котором написал в бытность свою в нем Василий Андреевич Жуковский: «…Челябинск. Бедный городишко». А Оренбургский гражданский губернатор чуть ранее заметил: «… торговля и промышленность челябинских обитателей весьма не значительна… нет ни фабрик, ни заводов… даже многие мещане занимаются хлебопашеством». Но неброская красота Челябинска именно в его одноэтажных домишках, закутавшихся в пуховую пелерину, словно в тишину. Они стоят на обочине дороги со степенной отрешенностью реликвий, доживающих свой век. Мало кто помнит историю их происхождения. Еще меньше тех, кто заботится о том, чтобы сохранить их первозданный вид, глядя на полинявшие снимки которого, сердце, если оно не каменное, сжимается от умиленного восторга. Одноэтажная (два этажа были, кажется, только у здания городского общественного банка на улице Ивановской, а теперь – Труда), провинциальная Россия: дома с резными наличниками; напоминающий пагоду «Дом с каланчой», в котором находились местные органы управления; бородатые в фуражках и сапогах лотошники со всяческим скарбом; молодцеватый городовой – символ надежности и прочности Империи; выезд, запряженный четверкой, пожарной бригады (почему-то названной машиной) и множество церквей, сложивших свои главы в 30-х годах. В том числе и римско-католический костел. От него остались одни воспоминания и звуки органа, который стал причиной раздора между приходом православной церкви и Челябинским государственным концертным объединением. Все дело в том, что в 1987 году в здании Александро-Невской церкви на Алом поле был установлен орган немецкой фирмы «Ойоле». В конце 90-х церковь была передана приходу. И концертный орган, католик по вероисповеданию, ожидает своей участи. Переносить куда-либо нельзя из-за его уникальности. Оставлять не хочет приход. А если прибавить к этому еще и то обстоятельство, что в здании церкви расположен местный ЗАГС, а рядом хотят построить, и, наверняка, построят первое в городе казино, то получается и вовсе странное зрелище. Стойбище тупоносых джипов, православные кресты, и озвончающий тревожным вздохом округу безмолвный орган! С исторической родословной у города все в порядке. Местные историки и краеведы нарисуют вам густыми мазками большое эпохальное полотно, где будет и взятие города войсками Пугачева под предводительством «главной армии полковника» Грязнова, и промежуточный пересыльный пункт на пути в Сибирь, и строительство металлургического комбината во время Великой Отечественной войны под руководством всесильного главы НКВД Лаврентия Берия, и ВИА «Ариэль», и шестикратная олимпийская чемпионка по конькобежному спорту Лидия Скобликова, и многое другое. Кстати, Берия в Челябинске по отзывам ветеранов ВОВ до сих пор в большом почете. Поскольку работа и снабжение металлургического комбината была организовано на высшем уровне. Все это хорошо… Но ведь история, словно подсветка выделяя отдельные фрагменты, всегда остается в тени у настоящего. А оно идет своей железной поступью, не оборачиваясь назад. Идет сквозь пургу, года, куда-то в ночь… 1000 и одна ночьДля тех же, кому некогда ждать, ночные клубы Челябинска беззастенчиво предлагают окунуться в банный, порочный, манящий омут прямо сейчас. Страницы газет пестрят объявлениями: «Ночной клуб «Аврора»: Праздник every night…вход free!»; «Ночной клуб «Голодный аллигатор»: Шоу-программа «Ночи смоковницы»; «1000 и одна ночь Шахерезады»; «Досуговый центр «Искра»: «Страсть-шоу». В кинотеатрах демонстрируется фильм «Правила секса»… Из угасшей советской искры по ночам возгорается неведомое до толе пламя кабацкого угара, купеческого разгула, страстей и вкусов класса или категории существ, которые еще не поняли, что они такое, но у которых уже есть деньги для того, чтобы особо глубоко не задумываться над этим. Но все это по провинциальному почти что скромно, негромко – в отличие от Москвы, подавляющей человеческую букашку своей роскошью и распутством. Может, от того, что городом управляют, как говорят, менты. Проституция, наркомания и другие невинные шалости направляются, контролируются и дозируются одной мощной структурой. А петлицы в костюмах, в которые облачены существа, решившие сменить кабацкий угар на более спокойное место на кладбище, прокалывают хоть и регулярно, но не часто. От чего видимость порядка более чем наглядна. Когда я побывал на телевидении, меня поразило, что я нигде не встретил охраны. В Москве, где из каждой щели окружающую действительность прокаливает углем пара горящих глаз охранника, такое просто немыслимо. Челябинск неуклонно демонстрирует, что провинция себе на уме. Причем, ум этот очень изощрен и глубок. Провинция и провинциал (не свидетельствует ли это о мутации вида?) научились очень умело разыгрывать свою сиротскую долю и роль забытого Богом и людьми волчьего угла. Покуда да вас дойдет эта весьма немудреная мысль, вы уже вовлечены в спектакль, в котором вам отведена роль второго плана, согласно нуклонным правилам которой вы представляете из себя того человека, не за которого себя выдаете, хотя вы с самого начала полагали, что ваша партия – ведущая. Ан, нет. Местной публике скорее интересен ваш статус - столичного гостя – но не вы сам. И с этим надо смириться, чтобы не впасть в заблуждения относительно того, что вы из себя представляете. После вашего отъезда вы вдруг обнаруживаете (ну, к примеру, по публикации в местной прессе), что вы – не то, что о себе думали. А те, кто вас разыгрывал не тот, за кого вы его принимали. А кто – вы, и кто – они, вы уже и сами не знаете. Единственное, что ясно: Челябинск подобен сфинксу и загадал вам больше загадок, чем существует ответов. Иван-бездомныйОн читает отрывки из своей поэмы глухим от смущения голосом. Поэма для Ивана – воздух, которым он дышит. Если кто-то скажет ему, что она некуда не годится, он не поверит, как если бы ему начали доказывать, что Челябинск переименовали в Чикаго. И он теперь – американец, а не отщепенец, бродяга, поэт, в голове которого произошло смешение миров, созвездий, эпох, имен и стилей. И он теперь сам не помнит, где, в какой эпохе он сейчас живет, что ел на завтрак и что будет есть завтра. Его сутулая фигура с аккуратной, как у гнома, бородкой, клешни рук, забирающие своими лопастями воздух для поэмы, все, словно говорит о том, что окружающая действительность разошлась с ним в разные стороны. Но он не в обиде. Сторожка, словно космический звездолет, преодолевает пространства и время. И вместе с ней Иван летит к своей мечте, оставляя за собой только сноп торжествующих искр. Вот он пролетает над Челябинском. Улица Ленина, словно огни на взлетной полосе, посылает ему прощальный привет. От нее, словно убегают в разные стороны улицы, проспекты и переулки. Воровато, в сторону куда-то спешит улица Воровского, перпендикулярно стремят свой бег улица Кирова и Свердловский проспект, им на перехват торопится улица Труда. Улицы Блюхера, Доватора, Елькина, Худякова, тонут во мгле. С высоты птичьего полета Челябинск напоминает прожилки на уральских самоцветах: змеевике и малахите. Темные, как линии судьбы, на фоне зеленого недолгого лета. Живой и манящий камень. Но иной раз причудливый узор на камне напоминает улыбку разводного гаечного ключа… Иван улетает из его железного плена. Он парит над бездной. Он уже вне времени и пространства. В стране под названием – Ханаида… …Говорят, что, покидая Челябинск, камни меняют свой свет. Потому что любовь к своему пепелищу здесь сильная и верная. И вы, уезжая отсюда, не сможете не ощутить силы притяжения его суровой погоды, простора, света и воли. Воли, словно вздох, опочившей в слове Ханаида, застывшей, словно кровь в венах, в прожилках уральского хребта. И заплутавшей на твоей ладони, в линии судьбы… в начало... |