[халтура] [взгляд и нечто] [pro-za] [новости] [силуэты] [рецензии] [ссылки] [ гостевая книга] [ форум] [главная страница] |
ЕСЛИ В ДОМЕ НЕТ ВОДЫ...
в начало...АПОЛОГИЯ ДУРАКА«Блажен, кто посетил Сей мир…»«Что есть что. Дураки». Энциклопедии по данной теме из этой популярной на Западе серии у нас до сих пор нету. А жаль. Поскольку насущная необходимость в ней продиктована самой жизнью, как любил говаривать, кажется, еще Сократ. Потому что дураков у нас много и с каждым годом их количество, по неподтвержденным данным социологических опросов, растет и растет. Хотя мы их и не сеем.Что же такое отечественный дурак? Для поисков ответа на это вопрос, по мере углубления и погружения в эту тему, вы можете прийти к очень неутешительному для себя выводу с печальными последствиями. Дурак – это вы. Просто окружающие вас долго обманывали из чувства дешевого сострадания и мелкой мести, близкие скрывали от вас сей факт по соображениям личной безопасности, на работе на это смотрели сквозь пальцы, а в больнице забыли предупредить и т.д. Но не отчаивайтесь. Сядьте на стул, если стоите. Уберите колюще-режущие предметы подальше. Отойдите от окна. Постарайтесь успокоиться. Выпейте стакан воды. Разберемся во всем по порядку. Не все так страшно, как кажется на первый взгляд. Во-первых, во-вторых, а заодно и в-третьих, дурак – штука довольно-таки сложная. Его этак сходу за хвост, как говорится, не ухватишь. Аршином общим не измеришь. И безменом не взвесишь. У него особенная стать. И свой обширный смысловой, если хотите, диапазон. Околонаучная дурацкая классификация или краткая опись типов отечественной дурости схематично может выглядеть приблизительно вот эдак (за основу возьмем толкование этого понятия у Даля). 1. Тупой. Наиболее распространенный тип, характерной особенностью которого является полное или частичное (не менее ¾) заклинивание мозговых извилин. Как говорят матросы, задраивание люков и погружение на дно кромешного бытового кретинизма. Этому типу могла бы соответствовать поговорка: «Думал много, да вошь поймал». Тупой – человек вполне психически и физически здоровый. Иногда с хорошо поставленной речью. Но в его словах гуляет жуткий с завываниями сквозняк, и сколько бы он не говорил, у вас не возникает ощущения, что ваш собеседник хоть что-нибудь сказал, а из сказанного – понимание того, о чем, собственно, он говорил. Тип тупого распространен в среде политиков, «новых русских» и младшего командного состава в милиции и армии, к примеру - прапорщиков. Угрозу окружающим не представляет. Серьезен. Любит произносить длинные монологи, страдая легкой формой вербальной диспепсии, поучает жизни. В диалоге скучает. Но при этом безнадежно и даже как-то поэтически туп. Большой популярностью в народе пользуется специфический юмор тупого. С теплотой и нежностью вспоминаю присказку моего армейского старшины, вестимо, прапорщика: «Рядовой Михайлов, пол у вас должен блестеть, как у кота яйца!». Анекдот из жизни нового русского”. “Новый русский” звонит в музей. - Это дом-музей Льва Толстого? - Да. - Хозяин дома? - Нет. - Ну, тогда я зайду попозже. Особливо агрессивно нагляден юмор тупого на телевидении. К примеру, рекламу напитка «АЙРН-БРЮ» делал наверняка именно ОН! Наглядный пример бытовой тупости можно проиллюстрировать образами Буша-младшего, Михаила Горбачева, Ельцина, Бориса Немцова… 2. Непонятливый. Наивный. Совершенно детское, поросячье-розовое, но не наигранное, состояние души, когда, к примеру, запросто входят в женское отделение бани и спрашивают, не видел ли кто-нибудь Колю? Этому типу могла бы соответствовать поговорка: «Кабы цыгану тот ум напереди, что у мужика назади». От тупого отличается тем, что хорошо осознает свою непроходимую глупость и иногда страдает. Как в рассказе у Чехова «Дурак. Рассказ холостяка»: «А действительно, что я дураком был. Баран бараном…Бывало, постучишь себя по голове – в другой комнате слышно. Звонко! До тридцати лет ни одного умного слова не сказал». Этот тип дурака в противоположность тупому расположен к диалогу. Открыт. Улыбка телячья. Верит всему на слово. Женившись, быстро становится половой тряпкой, о которую жена с удовольствием вытирает ноги. Глубоко несчастен. Пьет горькую. Честен, иногда даже во вред себе. Широко распространен в среде политиков, интеллигенции с высшим техническим образованием, гуманитариев, и на селе. Человек этого склада ума, как правило, увлекается самообразованием и утопическими теориями по обустройству всего окружающего. До поры до времени это все детские игры. Но когда у него есть власть, тогда он уже представляет угрозу окружающим. Из этого круга вышли все революционеры и фюреры. 3. Безумный. Случай клинический. Разбирать его не совсем корректно. Такие люди нуждаются в сострадании и лечении. И ни в коем разе не заслуживают насмешки (см. «Палата №6» Чехова, «Путаница» Куприна, «Мастер и Маргарита» Булгакова). 4. Юродивый. Блаженный. Случай, можно сказать, классический. Тип экспансивный, граничащий с одной стороны с болезнью, с другой – с гениальностью и даром предвидения. Иногда эта разно полярность уживается в одном типе. Характерный пример – тип русского юродивого. Знаменитый московский юродивый - Василий Блаженный, в позапрошлом году церковь отметила 530-летие со дня его рождения. Его чтил и боялся сам Иван Грозный. Житие рассказывает о многочисленных его предсказаниях, которые потом сбывались, в частности летом 1547 года его слезы и молитва в Вознесенском монастыре явились предвестниками страшного пожара, который испепелил Москву. Из литературы можно вспомнить известный эпизод из «Бориса Годунова» Пушкина: «Юродивый: Николку маленькие дети обижают…Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича. Бояре: Поди прочь, дурак! Схватите дурака!». Величайшего из отцов церкви христианского Запада и гениального философа Августина Аврелия восточная церковь именует так же, как и юродивого Василия, Блаженным. Князь Мышкин из «Идиота» Достоевского – типичный «блаженный», чьим прототипом служит, конечно, образ Христа. Друзья Венички Ерофеева, автора бессмертной поэмы «Москва – Петушки», отмечают, что стиль его жизни и состояние души были похожи на поведение и житие юродивого. В жизни этот тип встречается крайне редко. Поскольку это одинокие и замкнутые в себе люди. Помню у нас на кафедре Русской литературы была преподавательница со всеми признаками юродивой. Он очень любила Тютчева. Семинар по Тютчеву обычно начинался так. Она - вся восторженно кружевная - входила в аудиторию, тихо опускала на стол томик поэта, торжественно объявляла: «Тютчев!». И выбегала вон из аудитории, рыдая… 5. Шут. Промышляющий дурью. Тип мифологический. Наиболее популярный и любимый народом. Шут, режущий правду-матку сильным мира сего. Или - Иванушка-дурачок из русских сказок. Человек, который делает все, что хочет, выворачивая реальность наизнанку. Садится в корыто и гребет лопатой по полу. Выпускает на волю пиво, потому что ему тесно и оно шипит в кадке. Засыпает яму крупой. Одевает горшки на колышки, как солдатам шапки. Солит воду в луже. И постоянно за это бит своими братьями. Или, как в случае с шутом, бит своим хозяином. Но это человек, совершенно чуждый каких-либо предрассудков и по сути своей – абсолютно свободный! Этому типу соответствует и поговорка: «Дай дураку волю, а он и две возьмет!». Иванушка-дурачок – человек играющий с окружающей действительностью в жмурки. Его жизнь – это победа чувства над разумом, природы над цивилизацией. Магическое преображение мертвенной реальности, установленных правил, писанных законов и догматов. Свободное парение над бездной. Тип загульно-забубенный. Тут даже приводить примеры излишне. Поскольку кто не Иванушка-дурачок, тот, конечно, молодец. Но это человек – не наш. Все наши поступки и мысли обусловлены влиянием именно этого архетипа. На этом понятийном поле играет вся наша страна от мала до велика вот уже тысячу с гаком лет. С разбойничьим посвистом и пьяным ротмистром мчит наша птица-тройка, не разбирая дорог и брода. На авось – к черту на кулички. Туда, где Макар телят не пас. В тридевятое царство. В лапы Кощею Бессмертному. За жар-птицей завтрашнего дня. И расступаются народы в удивлении: русские идут! Вы спросите: и что же у нас нет никакого выбора. А я вам отвечу: выбор есть! Вы смело и открыто можете смотреть в глаза не приукрашенной правде жизни и даже рассмеяться ей в лицо. Наш выбор состоит в том, что мы можем смело путешествовать из номера в номер (настоящей классификации) совершенно свободно, и ни у кого не спрашивать на то специального разрешения и тем более платить за это. И вовсе не потому, что его (разрешения) у вас некому спросить. А потому что все мы – дураки! в начало... |