1>> 2>> 3>> 4>> 5>> 6>> 7>> 8>> 9>>

[халтура] [взгляд и нечто] [pro-za] [новости] [силуэты] [рецензии] [ссылки] [ гостевая книга] [ форум] [главная страница]


халтура

если в доме нет воды...


Апология дурака

ЕСЛИ В ДОМЕ НЕТ ВОДЫ...


Для каждого порядочного жильца разговоры за жизнь промозглым осенним вечером - самое милое дело. Главное тут - найти животрепещущую нить для разговора. Нить, которая бы была раскалена до красна или напряжена, как тетива лука, до предела. Ибо если нити нет, то и разговор превращается в пустую болтовню.
Хорошо если, к примеру, мусоропровод засорится. Тогда можно выйти на площадку и, потрясая смрадный воздух подъезда кулаками, в форме драматического монолога выместить злость, предположим, на соседе сверху, который кормит на своем подоконнике голубей, а его кот весь подъезд обгадил. Разумеется по совместительству с этим вредительством сосед засоряет и мусоропроводы.
Или вот лампочку в подъезде выкрутят. Выкручивают лампочки тоже соседи, даже если это делают чужие хулиганы. И когда вопрос в подъезде встает ребром: кто из мерзавцев смог бы устроить это пакостное дело? - тогда в тревожной полутьме лестничного марша слышны приглушенные заговорщицкие голоса соседок. Оказывается, что мерзавцев в подъезде у нас пруд пруди, мерзавец сидит на мерзавце и мерзавцем погоняет. И по авторитетному мнению бабы Любы с первого этажа, мерзавцем в нашем подъезде может быть каждый!
Поговорят и от души, глядишь, отлегло…
Жителям дома по улице Дикого повезло. В ночь с пятницы на субботу в доме отключили воду. И холодную, и горячую! Первой на площадку первого этажа с лицом, беспощадным от гнева вышла баба Люба. Укоризненно посмотрев из-под пухового платка, который она носила, кажется, и летом и зимой, на процессию незнакомого люда, она обронила на всякий случай нижеследующую фразу. Собственно адресатом этой реплики не был никто и были все вместе и сразу. В книгах Майн Рида про индейцев, она вполне могла сойти за топор войны, брошенный врагу:
- Ходит тут незнамо кто, а потом лампочки у подъезда пропадают!
Драматическая ремарка, впрочем, успеха не имела. И безвольно умерла в подъездном мраке, а недолгое ее эхо поглотили пучины затхлого мрака.
Воду в доме отключали часто, и очередное отключение само по себе еще ничего плохого не сулило. Поэтому и первый бабин Любин выход в свет с оглашением соседей о творящихся в мире безобразиях, не увенчался ничем. Но через пару часов, когда жильцы дома, возвратились с работы и, не обнаружив в кранах ничего, кроме захлебывающегося, словно в предсмертной агонии, жалкого и никчемного сипения, состоялся второй выход. Второе явление имело более высокий резонанс, чем первое. К проблеме отсутствия воды в кранах были привлечены свежие силы: Валентина с мужем Колей с первого этажа и чета Несмачных со второго. После небольшой и непродолжительной перепалки бабы Любы с Колей собрание жильцов, в конце концов, увенчалось хоровым много гласным реквиемом по почившему в бозе водоснабжению.
По авторитетному мнению четы Несмачных отключение воды произошло от того, что в жэке сидят отъявленные негодяи и воры, которых мало что перестрелять, а давно пора вывести на чистую воду. При упоминании воды Валентина, которая замочила белье, чуть было не всплакнула. Но ее не только чистой, и даже с каким-то железистым осадком, от которого засоряется носик чайника, днем с огнем уже не найдешь.
В зловещей тишине Коля, муж Валентины, опорожнившей по обыкновению пару пива, пробовал было исполнить старый бородатый каламбур: "Если в кране нет воды...", - но получил от верной супруги удар чугунным кулаком в бок, сбился, закашлялся и умолк.
Еще через минут десять к митингующим соседям примкнула Вера Сокол, старшая по подъезду, к которой с надеждой и негодованием собравшиеся и обратили свои пламенные взоры. Вера Сокол, как женщина активная и с охотой пускающаяся во всякие внутриподъездные склоки, выразила возмущение и сказала, что она, Вера Сокол, этого так не оставит:
- За что мы платим? - гремел угрюмой медью Верин голос. - Я до самого мэра дойду!
Тут же сверху, на голоса, вышла соседка с шахматной фамилией - Шах и известила уважаемое собранию о том, что Машин Сергей опять пришел пьяный и выбил стекло во входной двери предбанника, и что неплохо бы вызвать милицию с тем, чтобы прекратить эти пьяные оргии. Но пьяные похождения Машиного Сережки особого энтузиазма у соседей не вызывали. А баба Люба, укоризненно покачав головой в пуховом платке, философски заметила:
- И то сказать, за лифт теперь надо платить 10 рублей с носа. Да я лучше пешком ходить буду!
К ночи бесплодные сетования и жалобы на судьбу злодейку, поселившую их в этом казенном доме от летно-исследовательского института, который дышит на ладан и потому отдал его на баланс городу, а городу он не нужен, сами собой увяли. Соседи разошлись смотреть телевизор. А по утру в субботу вялый журавлиный клин потянулся к соседней школе. Запасы воды кончились. Все было просто и чинно, если бы еще не успевший опохмелиться Коля сказал:
- Это Путин во всем виноват!
Раздражение вспыхнуло с новой силой. Василий Иванович с четвертого этажа, работавший в Москве в каком-то издательстве, а потому человек интеллигентный с напряженной ноткой в голосе вызывался оппонировать неопохмелившемуся супругу Валентины. К нему присоединилась и Вера Сокол. В результате не отличающегося дипломатичностью и деликатностью диалога в число виновников драмы попали: водопроводчик Виктор, Ельцин, Машин Сережка, Горбачев, мэр города, коммунисты, демократы, Сталин, Чубайс и иже с ними...
Под вечер воду дали. Раны, нанесенные жэком и злосчастной судьбой быстро зарубцевались. Виновники драмы забылись. И лишь Машин Сережка пить не бросил. Потому что жизнь у него не сложилась!

в начало...

АПОЛОГИЯ ДУРАКА


«Блажен, кто посетил Сей мир…»

«Что есть что. Дураки». Энциклопедии по данной теме из этой популярной на Западе серии у нас до сих пор нету. А жаль. Поскольку насущная необходимость в ней продиктована самой жизнью, как любил говаривать, кажется, еще Сократ. Потому что дураков у нас много и с каждым годом их количество, по неподтвержденным данным социологических опросов, растет и растет. Хотя мы их и не сеем.
Что же такое отечественный дурак? Для поисков ответа на это вопрос, по мере углубления и погружения в эту тему, вы можете прийти к очень неутешительному для себя выводу с печальными последствиями. Дурак – это вы. Просто окружающие вас долго обманывали из чувства дешевого сострадания и мелкой мести, близкие скрывали от вас сей факт по соображениям личной безопасности, на работе на это смотрели сквозь пальцы, а в больнице забыли предупредить и т.д.
Но не отчаивайтесь. Сядьте на стул, если стоите. Уберите колюще-режущие предметы подальше. Отойдите от окна. Постарайтесь успокоиться. Выпейте стакан воды. Разберемся во всем по порядку. Не все так страшно, как кажется на первый взгляд.
Во-первых, во-вторых, а заодно и в-третьих, дурак – штука довольно-таки сложная. Его этак сходу за хвост, как говорится, не ухватишь. Аршином общим не измеришь. И безменом не взвесишь. У него особенная стать. И свой обширный смысловой, если хотите, диапазон. Околонаучная дурацкая классификация или краткая опись типов отечественной дурости схематично может выглядеть приблизительно вот эдак (за основу возьмем толкование этого понятия у Даля).

1. Тупой. Наиболее распространенный тип, характерной особенностью которого является полное или частичное (не менее ¾) заклинивание мозговых извилин. Как говорят матросы, задраивание люков и погружение на дно кромешного бытового кретинизма. Этому типу могла бы соответствовать поговорка: «Думал много, да вошь поймал».
Тупой – человек вполне психически и физически здоровый. Иногда с хорошо поставленной речью. Но в его словах гуляет жуткий с завываниями сквозняк, и сколько бы он не говорил, у вас не возникает ощущения, что ваш собеседник хоть что-нибудь сказал, а из сказанного – понимание того, о чем, собственно, он говорил.
Тип тупого распространен в среде политиков, «новых русских» и младшего командного состава в милиции и армии, к примеру - прапорщиков. Угрозу окружающим не представляет. Серьезен. Любит произносить длинные монологи, страдая легкой формой вербальной диспепсии, поучает жизни. В диалоге скучает. Но при этом безнадежно и даже как-то поэтически туп.
Большой популярностью в народе пользуется специфический юмор тупого. С теплотой и нежностью вспоминаю присказку моего армейского старшины, вестимо, прапорщика: «Рядовой Михайлов, пол у вас должен блестеть, как у кота яйца!».
Анекдот из жизни нового русского”. “Новый русский” звонит в музей.
- Это дом-музей Льва Толстого?
- Да.
- Хозяин дома?
- Нет.
- Ну, тогда я зайду попозже.
Особливо агрессивно нагляден юмор тупого на телевидении. К примеру, рекламу напитка «АЙРН-БРЮ» делал наверняка именно ОН!
Наглядный пример бытовой тупости можно проиллюстрировать образами Буша-младшего, Михаила Горбачева, Ельцина, Бориса Немцова…

2. Непонятливый. Наивный. Совершенно детское, поросячье-розовое, но не наигранное, состояние души, когда, к примеру, запросто входят в женское отделение бани и спрашивают, не видел ли кто-нибудь Колю?
Этому типу могла бы соответствовать поговорка: «Кабы цыгану тот ум напереди, что у мужика назади».
От тупого отличается тем, что хорошо осознает свою непроходимую глупость и иногда страдает. Как в рассказе у Чехова «Дурак. Рассказ холостяка»: «А действительно, что я дураком был. Баран бараном…Бывало, постучишь себя по голове – в другой комнате слышно. Звонко! До тридцати лет ни одного умного слова не сказал».
Этот тип дурака в противоположность тупому расположен к диалогу. Открыт. Улыбка телячья. Верит всему на слово. Женившись, быстро становится половой тряпкой, о которую жена с удовольствием вытирает ноги. Глубоко несчастен. Пьет горькую. Честен, иногда даже во вред себе.
Широко распространен в среде политиков, интеллигенции с высшим техническим образованием, гуманитариев, и на селе.
Человек этого склада ума, как правило, увлекается самообразованием и утопическими теориями по обустройству всего окружающего. До поры до времени это все детские игры. Но когда у него есть власть, тогда он уже представляет угрозу окружающим. Из этого круга вышли все революционеры и фюреры.

3. Безумный. Случай клинический. Разбирать его не совсем корректно. Такие люди нуждаются в сострадании и лечении. И ни в коем разе не заслуживают насмешки (см. «Палата №6» Чехова, «Путаница» Куприна, «Мастер и Маргарита» Булгакова).

4. Юродивый. Блаженный. Случай, можно сказать, классический. Тип экспансивный, граничащий с одной стороны с болезнью, с другой – с гениальностью и даром предвидения. Иногда эта разно полярность уживается в одном типе. Характерный пример – тип русского юродивого. Знаменитый московский юродивый - Василий Блаженный, в позапрошлом году церковь отметила 530-летие со дня его рождения. Его чтил и боялся сам Иван Грозный. Житие рассказывает о многочисленных его предсказаниях, которые потом сбывались, в частности летом 1547 года его слезы и молитва в Вознесенском монастыре явились предвестниками страшного пожара, который испепелил Москву.
Из литературы можно вспомнить известный эпизод из «Бориса Годунова» Пушкина: «Юродивый: Николку маленькие дети обижают…Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича. Бояре: Поди прочь, дурак! Схватите дурака!».
Величайшего из отцов церкви христианского Запада и гениального философа Августина Аврелия восточная церковь именует так же, как и юродивого Василия, Блаженным. Князь Мышкин из «Идиота» Достоевского – типичный «блаженный», чьим прототипом служит, конечно, образ Христа.
Друзья Венички Ерофеева, автора бессмертной поэмы «Москва – Петушки», отмечают, что стиль его жизни и состояние души были похожи на поведение и житие юродивого.
В жизни этот тип встречается крайне редко. Поскольку это одинокие и замкнутые в себе люди. Помню у нас на кафедре Русской литературы была преподавательница со всеми признаками юродивой. Он очень любила Тютчева. Семинар по Тютчеву обычно начинался так. Она - вся восторженно кружевная - входила в аудиторию, тихо опускала на стол томик поэта, торжественно объявляла: «Тютчев!». И выбегала вон из аудитории, рыдая…

5. Шут. Промышляющий дурью. Тип мифологический. Наиболее популярный и любимый народом. Шут, режущий правду-матку сильным мира сего. Или - Иванушка-дурачок из русских сказок. Человек, который делает все, что хочет, выворачивая реальность наизнанку. Садится в корыто и гребет лопатой по полу. Выпускает на волю пиво, потому что ему тесно и оно шипит в кадке. Засыпает яму крупой. Одевает горшки на колышки, как солдатам шапки. Солит воду в луже. И постоянно за это бит своими братьями. Или, как в случае с шутом, бит своим хозяином. Но это человек, совершенно чуждый каких-либо предрассудков и по сути своей – абсолютно свободный! Этому типу соответствует и поговорка: «Дай дураку волю, а он и две возьмет!».
Иванушка-дурачок – человек играющий с окружающей действительностью в жмурки. Его жизнь – это победа чувства над разумом, природы над цивилизацией. Магическое преображение мертвенной реальности, установленных правил, писанных законов и догматов. Свободное парение над бездной.
Тип загульно-забубенный. Тут даже приводить примеры излишне. Поскольку кто не Иванушка-дурачок, тот, конечно, молодец. Но это человек – не наш. Все наши поступки и мысли обусловлены влиянием именно этого архетипа.
На этом понятийном поле играет вся наша страна от мала до велика вот уже тысячу с гаком лет. С разбойничьим посвистом и пьяным ротмистром мчит наша птица-тройка, не разбирая дорог и брода. На авось – к черту на кулички. Туда, где Макар телят не пас. В тридевятое царство. В лапы Кощею Бессмертному. За жар-птицей завтрашнего дня. И расступаются народы в удивлении: русские идут!
Вы спросите: и что же у нас нет никакого выбора. А я вам отвечу: выбор есть! Вы смело и открыто можете смотреть в глаза не приукрашенной правде жизни и даже рассмеяться ей в лицо.
Наш выбор состоит в том, что мы можем смело путешествовать из номера в номер (настоящей классификации) совершенно свободно, и ни у кого не спрашивать на то специального разрешения и тем более платить за это. И вовсе не потому, что его (разрешения) у вас некому спросить. А потому что все мы – дураки!

в начало...