1>> 2>> 3>> 4>> 5>> 6>> 7>> 8>> 9>>

[халтура] [взгляд и нечто] [pro-za] [новости] [рецензии] [силуэты] [ссылки] [ гостевая книга] [ форум] [главная страница]


халтура

Иван Тургенев - как зеркало русской кухни


Силуэты Санкт-Петербурга


Иван Тургенев - как зеркало русской кухни

Искусство в большом долгу перед желудком. Поскольку обычно, когда разговор заходит о большом писателе, то в его жизнеописании редко можно встретить детали быта, которые так скрашивают жизнь. Особенно, если речь идет о том, чем он питался и, главное, как.
жизни и творчества Тургенева обед, или более расширенно – еда занимает одно из центральных мест. Тургенев любил и умел хорошо поесть.
Достаточно напомнить, что его ссора с Толстым, чуть было не закончившаяся дуэлью двух классиков, происходит за завтраком у Фета. Герои Тургенева философствуют и ведут нескончаемые беседы опять-таки большей частью за столом.
Меню знаменитых обедов в 1880 году в честь открытия в Москве памятника Пушкину, представляют собой прямо-таки шедевр кулинарного искусства: балыки осетровые, разварная стерлядь, черепаший суп, перепела, земляника, спаржа, мороженое, изысканные вина и шампанское.
Ну и, наконец, канонизация Тургенева в качестве классика европейской литературы происходит в Париже на знаменитых обедах «пяти освистанных» писателей, которые обычно происходили в ресторане у «Адольфа и Пелле».
В число «пяти освистанных» входили: Альфонс Доде, Эмиль Золя, Ги де Мопассан, один из двух братьев Гонкуров. У всех из вышеперечисленых писателей в прошлом был театральный провал. Тургенев примыкал к ним из солидарности и кокетства.
Обеды начинались в 7 вечера. Каждый выкладывал за него по 40 франков, что было по тем временам жуткой дороговизной.
Итак, обратимся, глотнув голодную слюну, к меню. Увы, оно не отличалось особым изыском. Хотя вся пятерка старалась щегольнуть друг перед другом познаниями в гастрономии.
Доде предпочитал – буйабес (провансальскую уху из нескольких сортов морской рыбы), Флобер – утку по-руански, Гонкур же и вовсе не шел дальше имбирного варенья. И только Иван Сергеевич понимал толк в еде. Ведь он был настоящим русскими барином, а стало быть, знатоком хорошей русской кухни.
Наш классик по обыкновению заказывал себе суп с потрохами, жареных цыплят и икру. Вина в отличие от своих французских собратьев по перу Тургенев в те годы пил мало. А потому обычно заказывали шампанское.
Ну а о чем, может идти речь за вкусным обедом? В первую очередь о еде. Тургенев спорил с Флобером о том, можно ли употреблять жареного цыпленка с горчицей или нет. Вся пикантность ситуации заключалась в том, что французская горчица была сладковатой и слабой, а наша, русская, могла убить неискушенного француза наповал.
А когда дань обжорству была отдана сполна говорили и о превратностях любви. И тут более молодые и искушенные в плотских утехах французы отыгрывались у Тургенева за поражение в гастрономической области. А он, будучи большим знатоком кухни, свою любовь к еде никак не желал и не мог переносить и на любовь. Для него это была тема священная.
Золя утверждал, что любовь к женщине по своей природе мало, чем отличается от любви к родителям, и лишь обострена жаждой обладания любимого человека. Тургенев естественно с ним не соглашался. И говорил о том, что любовь – чувство таинственное. Синонимический ряд у любви: Бог, Данте, Биатриче.
Перу писателя принадлежал особый тип «тургеневской девушки». Настолько надо сказать яркий и образный, что когда он вернулся в 80-х годах в Россию, то «тургеневские девушки» буквально осаждали гостиницу, где он поселился, требуя автографов и внимания создателя к своему созданию.
Да, конечно, обеды «пяти освистанных» не могли обходиться без разговоров о литературе. По воспоминаниям современников на одном из обедов Флобер читал громовым голосом черновики своих произведений.
Но почему-то людская память сохранила не то, что читал Флобер, а меню того, что ели знаменитые писатели.
О чем и нам не следует забывать за разговорами о смерти литературы. Хороший обед будет жить всегда!

в начало...


СИЛУЭТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



У каждого города есть свой дух, свое настроение. Или, если хотите, ритм, в движении которого постигается его особая мелодия, пластика и очарование. Свое ощущение. У Питера оно свое.
Очень важно, если и не сразу, но все же почувствовать или угадать его. Гораздо важнее, чем посещение обзорной экскурсии по городу, которая по большому счету ничего для ума и сердца не дает. Вовсе не потому, что монотонный, словно метроном, с вплетенными туда прожилками металлической скуки, голос экскурсовода в одно ухо путешествующего входит, а из другого выходит. А потому, может быть, что Питер начинается не с музеев, с парадно-выходного дежурного блеска позолоты куполов и шпилей, а с шума и шороха ваших подошв сначала по мраморному полу Московского вокзала под музыку «Гимна великому городу» Рейнгольда Глиэра. Потом по шершавой, словно терка, мостовой. Потом с убегающего куда-то в серое лоскутное небо, наспех заштопанное шпилем Адмиралтейской иглы, Невского. С удивления, смятения, со вздоха, со вдоха!
Очень полезно (не для здоровья, конечно, а для общего настроя) тут же попасть под мелкий секущий питерский дождик. Поскольку тому, кто не тонул и не пропадал с головой насовсем в сыром тумане, кого не пронизывала насквозь болотно-подвальная сырость, не пробирал до костей моросящий осенний дождь и не обдувало сразу с четырех, как у Гоголя, сторон ветром, тому очень трудно будет доказать, что есть особое чувство Питера. Почти точное такое же, как и у Рима, о чем, в начале своего повествования о вечном городе в «Образах Италии» пишет Павел Муратов. Есть оно и у Москвы. Но все же пресловутый Третий Рим, не Москва, а Питер. Ведь такого кровосмешения романского и византийских стилей нет и в самом Риме. А уж тем более в благословенной старушке Москве.
Об этом, в частности, пишет известный филолог Борис Успенский в своей работе «Отзвуки концепции «Москва – Третий Рим в идеологии Петра I»: «…наименование новой столицы Градом Святаго Петра неизбежно ассоциировалось не только с прославлением небесного покровителя Петра Первого, но и с представлением о Петербурге как о новом Риме…Взгляд на Петербург с этой стороны обнаруживает, что аналогия с Римом определенно присутствовала в сознании строителей новой столицы».
Впрочем, настаивать не буду. Противоречие – не лучшее из чувств, которое способно познакомить и примирить Вас с городом. Его прямыми углами, проспектами и перпендикулярами. Замените его лучше на непротивление этой осыпающейся, словно время в песочных часах, красоте и увядающей с каждым годом осенней позолоте.
Будем надеяться на то, что это введение в многотомное собрание сочинений под названием «Санкт-Петербург», Вы усвоили. Осталось лишь выдохнуть и осмотреться по сторонам.


Город сна


Мы на Петербургской набережной. Позади нас легендарный крейсер «Аврора», в свое время спросонья пальнувший в сырую октябрьскую темень. У гранитного брега волнуется Нева, выплескивая вместе с брызгами волн запах остывшей ухи.
Навстречу Вам движется хмуро-солнечное питерское утро с небыстро меняющимися картинами живописных видов и силуэтов. Уныло моросящий четырехугольный фонтан, аллея с аккуратно подстриженными, словно усы морского офицера, кустиками и ударившиеся в сумеречную желтизну и осенний декаданс осины и всяческие клены. Газоны, скамеечки с облупившейся, как шелуха семечек, зеленой краской.
Внезапный, нечаянный, повинующийся крику чаек, поворот головы налево. И - облысевшая до срока крона дерева на набережной на фоне беспредельной сини Питерского неба напомнит Вам двуглавого орла. Окружающей флоре трудно удержаться от соблазна примерки в качестве модного фасона метафоры имперского стиля.
По правую от Вас руку - Домик Петра с неизбежно зеленым забором и желтыми наконечниками, которые своим тусклым светом пародируют пурпурно-золотой клен в центре дворика.
Домику, как и городу, в следующем году, стукнет 300 лет. Собственно, это и есть первый жилой дом Питера. Город возник здесь. Он обрел жизнь в беспокойных снах и бреду русского царя. Возможно, потому и унаследовал характер своего хозяина.
А на гранитном берегу, насупротив Домика Петра сидит и молчит птица-зверь – «Ши-цза», перевезенная сюда из Манчжурии и получившая прозвище «шиза».
Мы огибаем Петропавловскую крепость, заворачиваем на Троицкий мост и тихо переходим на тот берег.
Троицкий нас встречает по стойке смирно. Это вытянулись вдоль моста фонари, которые, словно пудовые гири держат на своих чугунных плечах плафоны, нанизывая пространство на ажурные кресты.

Дворцовая набережная

Осень пролила на город потоки теплой охры, сотканной из света и скупого северного солнышка. И добавила в разноцветную нестройную гамму кленового листа каплю багряного.
Летний сад. Вход сюда с некоторых пор платный (5 целковых). Давно не появлялась на своем постаменте скульптура «аллегория архитектуры». Но если Питер – город грезы или сна, то Летний сад с его ажурной решеткой, выкованной в Туле 230 лет тому назад, одно из самых призрачных и чудесных видений.
Летний сад - одно из самый популярных мест прогулок во времена Пушкина. Недаром его маленький Евгений Онегин с гувернером прогуливается по аллеям именно Летнего сада:

Monsieur L`Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил,
И в Летний сад гулять водил.

Спустя сто лет для Анны Ахматовой аллеи и скульптуры Летнего сада станут местом действия и сюжетом множества ее пронизанных ароматом мелодраматического романтизма стихов:

Сквозь опущенные веки
Вижу, вижу ты со мной,
И в руке твоей навеки
Нераскрытый веер мой.

Оттого, что стали рядом
Мы в блаженный миг чудес,
В миг, когда над Летним садом
Месяц розовый воскрес, -
Мне не надо ожиданий
У постылого окна
И томительных свиданий.
Вся любовь утолена.

Ты свободен, я свободна,
Завтра лучше, чем вчера, -
Над Невою темноводной,
Под улыбкою холодной
Императора Петра.

Летний сад с Летним дворцом царя почему-то убежали от Петра на противоположный берег, словно там царила зима. Или зимний холод навевала несуразно высоко взметнувшаяся бешеной скрипкой в небо колокольня по проекту Трезини, венчающая Петропавловскую крепость. Ее окаменелую, мрачную паузу крепостной стены попытался прервать Трезини верхней нотой, но было поздно. Лето со всевозможными галантными удовольствиями и эрмитажами перебралось на противоположный берег. А все восстания, в том числе мятеж декабристов, мечтавших освободить крестьян без земли, и бунты начали завязываться на этом берегу.
Но еще до того, как Петру приснился его город, итальянским мастерам заказали мраморные скульптуры. Возможно скульптуры «Мир и изобилие» или «Ночь» возникли намного раньше, чем самые искусные садовники Европы разбили парк на берегу Невы. И Трезини, бросив строительство Петропавловской крепости на попечение других архитекторов, воздвиг в нем Летний домик.


Невский проспект


Впрочем, некоторые склонны думать, что Санкт-Петербург начинается с Невского проспекта. Не будем спорить, переместимся туда. И заглянем в лицо памятнику Гоголю, воспевшему некогда этот проспект.
Отцы города, установившие памятник несколько лет тому назад, разлучили писателя и проспект. Гоголь хоть и расположен к Невскому лицом, однако, удален в глубину Малой Конюшенной улицы, загадочным образом сообщающей маленькому отрезку Невского запах лошади.
Я даже грешным делом внимательно посмотрел под ноги. Но ничего примечательного, в смысле известного лошадиного с позволения сказать дезодоранта, не обнаружил. Зато за спиной Гоголя в перечне спонсоров памятника, чьи имена высечены золотом на постаменте, нашлись две фамилии Шевченко.
У Николая Васильевича хорошее соседство. По левую от него руку находится пункт обмена валюты, по правую - бар с загадочным названием «Валхалл». Похоже на то, что хозяин бара – человек, прорывающийся сквозь густой мрак невежества к свету познания, потерял на этом трудном и тернистом пути буковку «а». Ибо Валгаллой у древних германских племен именовался, как известно, дворец их верховного божества Вотана, куда валькирии возносили души умерших воинов. А вот что такое «Валхалл»? – я, честное слово, не знаю. Может быть муж Валгаллы?
Впрочем, как учит нас все тот же Гоголь, мотив двойничества в Питере распространяется почти на все. Собственно этот мотив возник в момент рождения города. Поначалу городу дали немецкое имя Sankt Petersburg. И только потом он стал Санкт-Петербургом. А еще позже был Петроградом, Ленинградом. И потом вновь Санкт-Петербургом.
Каждый предмет или явление здесь двоится, а то порой и троится, отражаясь в оригинале уродливой карикатурой.
К примеру, в Санкт-Петербурге – два Больших проспекта. Один из них – на Васильевском острове, другой – на Петроградской стороне. И ежели Вы с Невского хотите попасть на Большой, тот, который на Петроградской, и сядете на маршрутку или автобус, на табличке которого указан Большой проспект, то запросто можете уехать в противоположную сторону.
Санкт-Петербург – полная противоположность Москве почти во всем. Не даром, когда москвичи устают от своей столицы, они, не отдавая себе отчета, зачем и почему, вдруг, словно во сне, садятся на ночной поезд «Москва – Санкт-Петербург» и утром попирают своими стопами перрон Московского вокзала. Под музыку Глиэра…
Ну, так вот... Если в Москве продавец зазывает покупателя сниженными ценами, то в Питере цена – «униженная», в частности на пиво.
Наверное, только в Санкт-Петербурге возможно такая сценка. В церкви бабушка-прихожанка помогает батюшке надеть пальто.
- Спаси Господи, тебя, милая, - благодарит батюшка. – За мною – рупь. На том свете сочтемся.
- А если я, батюшка, попаду в рай. Тогда как быть?
Питерское метро построено не для удобства пассажиров, как в Москве, а для того чтобы его, подлеца, хорошенько помучить. В отличие от московского в нем нет кольца. Ну а добраться до питерского спального района, что в районе Гражданского проспекта, можно только в два приема. Сначала доезжаете до станции «Площадь мужества», потом выходите наверх, проезжаете одну остановку на автобусе, потом вновь спускаетесь в метро и только потом вам будет Гражданский проспект.
Гражданский проспект славен своим блошиным рынком, где почти за бесценок можно приобрести атрибут нашей прошлой жизни: красное знамя, вымпел «Правофланговому пионерскому звену», значки, медали, юбилейные рубли и прочая. В Москве все тоже самое на Арбате стоит бешенных денег.
Осью, удерживающей Невский в гармоническом покое, является - Казанский собор. Это воплощенная в камне Воронихиным идея Третьего Рима лишь недавно перестала быть «Музеем истории религии и атеизма». А когда-то внутри православного храма был даже отдел «История папства и инквизиции», в котором, согласно справочнику, «показывали антинародную, хищническую политику папства, борьбу народных масс передовых людей науки против папства и инквизиции» и «разоблачалась современная политика Ватикана, направленная на всемерную поддержку империалистической реакции».
Теперь здесь идет служба, и голос певчих возносится в лазурную высь купола.
Во времена не столь отдаленные с купола Исаакиевского собора вместо паникадила свешивался маятник, неустанно доказывавший всем окружающим, что земля вертится.


Возвращение


Здесь это никому доказывать не надо. Ведь Санкт-Петербург – город не столько прямых линий, но и до неправдоподобия правильных окружностей. Тот же самый Исаакиевский собор свою строгую, но пластичную симметрию, словно аккуратно вычертил циркулем, за основание которого можно принять вершину креста.
Строгая выпуклость властвует и в дугообразных арках мостов, вздыбленных над каналами, покатых спинах львов, сфинксов на гранитных набережных, коней Клодта на Аничковом мосту, певучих узорах перил Певческого моста через Мойку, каменном цветке Порфировой вазы на Петровской пристани, сделанной в Швеции, решетках Летнего сада, полукружии Дворцовой площади, колесах и линии Триумфальной колесницы над аркой Главного штаба, овальной мощи памятника Александру III, что во дворе Мраморного дворца, в куполах православных храмов, барочных завитках и виньетках Эрмитажа, церкви Спаса на Крови, рисунке фонтанов и во многом другом.
Может оттого, что стихия Питера – вода – приемлет только плавность, струящуюся знойным полднем над нагретым солнцем камнем.
Город, словно перетекает из одной, каменной, в одну из множества других своих стихий. Водную, ледяную, туманную, сонную, огненную, зазеркальную. И отброшенный своим отражением от поверхности земли устремляется в вечное небо.
Питер – город куда-то летящий, парящий на своем кораблике, что на шпиле Адмиралтейства, куда-то вон из повседневной, обыденной реальности, оставляя внизу своих двойников. Старинный особняк на площади Искусств, на окне которого за спиной Тургенева красуется надпись «for sale». Речные трамвайчики с рекламой водки «Флагман» на борту. Рекламный щит сигарет «Петр I», установленный насупротив Медного всадника. Кафе «Грифон», угнездившееся по соседству с бронзовыми грифонами на канале Грибоедова. Ресторан «Кутузов», стоящий около памятника великому русскому полководцу в сквере у Казанского собора и многое другое. Но затем вечно возвращающийся, обязательно и непременно, к самому себе.
Так и гость Питера, который проникся его духом, сумел ощутить его, почувствовал его аромат, соленый укус поцелуя его дождей и ветров, никогда уже больше не в силах уехать отсюда.
Да, Питер открывается не всем. И не весь сразу, как и любой другой город. Но не даром его называют, как и первый Рим, вечным городом. А значит вечно меняющимся.
Над Невой опускается вечер. Вам пора домой. Невыразимой грустью проникнуты последние минуты расставания с ним.
Вы спускаетесь к Неве. И когда вода, как верный пес, лизнет Вам руку, Вы увидите в ней небо. Вечное небо над вечным городом Святого Петра.
Бросьте монетку в воду, которая пахнет остывшей ухой, и тихо скажите:
- Нева, река времен, верни меня обратно!
И Вы обязательно вернетесь в этот город вечности, заблудившейся на невских просторах в хитоне белых ночей. Город - прекрасный до слез…

в начало...

УБЕЖИЩЕ КИММЕРИЙСКОГО ИЗГНАННИКА

125-летие со дня рождения Максимилиана Волошина пришлось на май. Но эхо полукруглого юбилея докатилось до сентября и подвигло Государственный литературный музей, что в Трубниковском переулке, на создание экспозиции «Дом Поэта. Прошлое и настоящее».
Выставка, как не трудно догадаться, посвящена знаменитой поэтической обители Волошина в Коктебеле, где поэт, художник, философ и переводчик нашел свой приют.
Несмотря на обширное наследие Волошина, огромное количество фото и архивных документов, его акварелей, воспоминаний о нем современников, жизнь его до сих пор представляется загадкой.
В советское время, в период с 20-х по 60-е годы, существовал известный перекос в сторону полного замалчивания его яркой и неоднозначной фигуры. В начале 90-х Волошина много и беспорядочно издавали. Отрывочно и по кусочкам. Так что провести мало-мальски ревизию всего выпущенного не представляется возможным. Впрочем, многогранность и неуемность его таланта всякий раз ставила не только издателя, но и биографов в тупик: с чего начать?
В 90-х начали с пафосно-медоточивого: «создатель прекрасных стихов», «роскошь человеческого общения», «очаг культуры» и т.д. Дом Поэта в Коктебеле назвали по аналогии с местом изгнания евангелиста Иоанна Патмосом. Но, к большому сожалению, к 125-летию со дня рождения Волошина можно с полной на то уверенностью сказать, что ажиотажный интерес к Волошину выдохся. В 1999 году в издательстве «Алетейя» вышел томик «Из литературного наследия» Волошина тиражом всего 1400 экземпляров и остался практически не замеченным (напомню для сравнения, что в 1991 году книги Волошина выходили тиражами 100 000 экземпляров). Однако, ничего похожего на собрание сочинений, которое хоть как-то систематизировало его наследие, не издано. И будет ли издано, не известно.
А между тем, изучать, читать, знать Волошина, необходимо хотя бы потому, что противоречивое творчество и жизнь его полны откровений, мистицизма, гениальных всполохов поэтического озарения, странностей и загадок.
И одна из самых главных – кем же он был на самом деле: гениальным мистификатором или неким подобием Протея? Греческое божество, как известно, обладало даром пророчества, но и умело принимать облик зверя, воды, дерева, и символизирует непостоянство, изменчивость и непредсказуемость.
В подобных случаях искусствоведы пишут, что пути эволюции Волошина, как большого художника, прошли стадии становления от увлечения буддизмом, теософией, неизбежным оккультизмом и социализмом. Но мало кто из исследователей задумывается о том, что бездна, которая, в конце концов, в 1932 году и поглотила нестарого еще человека (а Волошину было на тот момент всего 55 лет, хотя на фотографиях он выглядит седовласым старцем) была порождением его собственных заблуждений, озарений и фантазий.
Начиналась череда Волошинских метаморфоз с символизма:

В узкой щели, свирепея,
Дико воет Рейн.
Здесь ли ты жила, о, фея
Раутенделейн?

Впрочем, увлечение символизмом было недолгое. Но излечение болезненным. Не без помощи его феи Раутенделейн и по совместительству жены, художницы М. В. Сабашниковой. Жена и муза некоторых его стихов, будучи вписанная верховным жрецом символизма, Вячеславом Ивановым, через союз троих (Иванов, Сабашникова и Зиновьева-Аннибал) в мистическую общность многих, ушла от мужа. А оставленный муж в утешение себе выдумает Черубину де Гибриак; эта мистификация чуть не стоила жизни ему и Гумилеву. Кстати, дуэль происходила на Черной речке, где был убит Пушкин.
Выставка подобно летописи очень подробно знакомит посетителей с основными действующими лицами театра жизни Максимилиана Волошина. Со снимков (у Волошина был хороший фотоаппарат) на нас смотрят: словно мучимая демонами какими-то белесыми зрачками – Зиновьева-Аннибал, не менее выразительный хозяин знаменитой Башни; скромная учительница Дмитриева, Черубина, Сабашникова в шляпе с птичьим пером, воздушная, лукавая – вот-вот, кажется, взмахнет крылом и улетит; Николай Гумилев и многие другие. Артисты, паяцы, гении и злодеи, иногда в одном лице.
Именно к 1907 году относится и малоизвестная лекция Волошина – «Пути Эроса». Ее строки потом пророчески эхом откликнутся в жизни не одного только Волошина, но и почти всего Серебряного века:
«Так мещанская мораль бытовых устоев неизбежно соединяет прекрасные деяния с любовью к одному прекрасному телу. Мораль декадентская – созерцание вечной красоты с любовью ко многим телам. А любовь к знаниям… рекомендует рассматривать Эроса как естественную потребность, как желание высморкаться, пообедать, выспаться».
Не случайно, по-видимому, что религиозная оправа, которая примиряет философию Пола с ее адептами, составлена из древнейших языческих верований: «Крест символизирует этот процесс инволюции как распятие мировой души на кресте мирового тела. Поэтому не удивительно то, что крест в древнейшей символике является знаком пола и имеет фаллическое значение».
На большинстве снимков на фоне Дома Поэтов Волошин, как раз и представлен этаким Дионисом или Вакхом в окружении вакханок и менад: по-гречески загорелый, кудрявый, в тоге и сандалиях, а иной раз и безо всего, такой, как есть.
В Коктебель Волошин уедет в 1917 году, до этого пережив очередной искус - французского импрессионизма, - и до конца своих дней станет «киммерийским отшельником»:

Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель…
По нагорьям терн узорный и кустарники в серебре.
По долинам тонким дымом розовеет внизу миндаль,
И лежит земля страстная в черных ризах ораря…

Правда, сам Волошин определял стиль своей жизни как «обормотство»: Октябрьской революции Волошин вроде бы не принял. Потрясение было таким сильным и тяжелым, что целый год он не может написать ни строчки. Впрочем: «Ни война, ни революции не испугали меня и ни в чем не разочаровали: я их ожидал давно и в формах еще более жестоких. Напротив я почувствовал себя очень приспособленным к условиям революционного бытия и действия. Принципы коммунистической экономики как нельзя лучше отвечали моему отвращению к заработной плате и к купле-продаже… Из самых глубоких кругов преисподней Террора и Голода я вынес свою веру в человека. Эти же годы являются наиболее плодотворными в моей поэзии, как в смысле качества, так и количества».
Это строки были написаны в год 30-летней деятельности Волошина, как литератора. В то время, как земля, вскормившая его, была обагрена кровью красного террора, многие друзья его уничтожены, другие вынуждены эмигрировать.
Иван Бунин, удивленный и обескураженный кипучей пореволюционной деятельностью поэта в заметке о нем писал, что Волошин был неутомим, хотел украсить Одессу при помощи полотнищ с ромбами, конусами и пирамидами в то время, как город сотрясали расстрелы, обыски, аресты, разбой и ужас. Бунин недоумевает: «А он мне в ответ опять о том, что в каждом из нас, даже в убийце, в кретине, сокрыт страждущий серафим, что есть десять серафимов, которые сходят на землю и входят в людей, дабы приять распятие, горение, из коего возникают какие-то прокаленные и просветленные лики…».
Бунин слушал Волошина «с некоторым негодованием: какое, что называется «великолепное», самоупоенное и, по обстоятельствам места и времени, кощунственное словоизвержение! – и, как всегда, все спрашивал себя: на кого же, в конце концов, похож он?… Кряжистый бурмистр крепостных времен? Приап? Кашалот?».
Причем, неожиданное оживление общественной деятельности Волошина шло вразрез с отношением к нему Советской власти. В это же время, о каком идет речь у Бунина, в «Известиях» появляется заметка со словами: «К нам лезет Волошин, всякая сволочь спешит теперь примазаться к нам…».
Справедливости ради, стоит отметить, что «примазывается» Волошин не для одного себя. В его доме находят убежище, как гонимые красными, так и белыми. В 1918 году он останавливает разгром имения Э.А. Юнге, где хранилось множество произведений искусства и редкая библиотека. И в следующем году с мандатом «комиссара по охране памятников древности и искусств» спасает от погрома немало культурных ценностей Крыма.
И все-таки, волна большевистского террора его не коснулась. Ни на фотографиях, ни на акварельных полотнах того периода нет и намека на то, что можно было бы назвать тревогой или травлей. Все та же китайская безмятежность, созерцательность, медитативность. Какая-то в них разлита нега и нежность, словно Волошин, не нашедший подкрепления своей веры в человека в реальности, решил излить всю любовь на окружающую природу Крыма. Среди желтоватых, сумеречных, пустынных пастельных полотен ни одного человека:

Будь прост, как ветр, неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля,
Люби далекий парус корабля
И песню волн, шумящих на просторе.

На свой дом, где с 20-й по 30-е годы обрели приют и недолгий отдых доживавшие свой век поэты, писатели и художники уходящего Серебряного века, среди них: Мандельштам, Цветаева, Бальмонт, Бердяев, Андрей Белый, Алексей Толстой, Ахматова и многие другие, - Волошин имел охранную грамоту. И лишь к 1928 году круг над ним сужается. Дом Поэта обкладывается непосильным налогом. Его хотят отобрать, поскольку частная собственность вместе с собственниками – гнилой пережиток темного прошлого. Скудной зарплаты – 60 рублей в месяц, как деятелю ЦЕКУБУ (Центральной комиссии по улучшению быта ученых) не всегда хватает на жизнь. Волошин еще пробует заигрывать с властью, отписываясь статьями, где громит русский империализм: «После присоединения при Екатерине, Крым, отрезанный от Средиземного моря, без ключей от Босфора, вдали от всяких торговых путей, задыхался на дней глухого мешка… Весь магометов рай уничтожен дочиста… русские понастроили несколько убогих уездных городов по российским трафаретам и частью из потемкинского романтизма, частью для Екатерининской рекламы назвали их псевдо-классическими именами… Древняя Готия от Балаклавы до Алустона застроилась непристойными императорскими виллами в стиле железнодорожных буфетов и публичных домов и отелями в виде императорских дворцов. Этот музей дурного вкуса, претендующий на соперничество с международными европейскими вертепами на Ривьере, очевидно, так и останется в Крыму единственным монументальным памятником «Русской эпохи». Но дни его сочтены. Снимки последней поры – дряхлый старик с палочкой, уставший, сутулый, от прежнего античного Бога только кудри, изрядно поседевшие. Русский поэт на фото 1931 года, словно прощается со своими друзьями, которые всегда находили в его Доме Поэтов гостеприимный кров. Чрез год его разобьет паралич, усилится астма, и он уйдет в тот далекий и призрачный край, намеками на который полны его коктебельские пейзажи. Пейзажи, чьи четкие контуры, глубина и непередаваемое обаяние, будто примиряют человека с самим собой:

Был влажный вечер, выцветший от зноя,
И дали осмугленных облаков.
Холмы пустынь и синих гор зубцы,
Вечернею увенчанные славой.

Облака, горы и море. И больше никого и ничего. Словно и не было ни до, ни после творца, запечатлевшего их на бумаге. И нет. Творца вдохновенного, вольного и до сих пор неразгаданного…

в начало...

Hosted by uCoz


Hosted by uCoz