1>> 2>> 3>> 4>> 5>> 6>> 7>>

[взгляд и нечто] [ халтура] [pro-za] [новости] [рецензии] [ссылки] [ гостевая книга] [ форум] [главная страница]


взгляд и нечто

Шутник, поэт, философ, пророк (к 150-летию со дня рождения Владимира Соловьева)


Кельтские сны О`Карпова


ШУТНИК, ПОЭТ, ФИЛОСОФ, ПРОРОК
(к 150-летию со дня рождения Владимира Соловьева)


Обычно считается, что философы сразу рождаются умными, лысыми, и чуть ли не сызмальства досаждают окружающим скучными лекциями о правильном образе жизни, показывая при этом пример благочестия и высокой нравственности. Однако, иной раз факты из жизни великих говорят об обратном, по-своему обыгрывая биографический штамп о тяготах, с которыми сталкивается человек на извилистом пути к истине. При упоминании имени Владимира Сергеевича Соловьева в памяти возникает образ бородатого старца с пронзительным взглядом и лицом, исполненным вдохновенного прозрения. Таким он был уже на исходе 19 века и своей недолгой, но яркой и насыщенной жизни, когда и сам стал напоминать тех, о ком написал в стихотворении «Отшедшим»:

Едва покинул я житейское волненье,
Отшедшие друзья уж собрались толпой,
И прошлых смутных лет далекие виденья
Яснее и ясней выходят пред мной…


Далекие виденья смутных лет младенчества, детства и юности будущего величайшего русского философа, определившего пути развития русской мысли и литературы, запечатлены в воспоминаниях его друзей и близких. Из этих воспоминаний на нас смотрят озорные глаза очень подвижного мальчика, чей мир очерчен распорядком жизни отца, историка Сергея Михайловича Соловьева.
Сергей Михайлович был человеком строгих правил, унаследованных им от отца, человека духовного звания, протоиерея Михаила Васильевича Соловьева. Внуки, и среди них маленький Володя, были убеждены, что дедушка беседует с самими Богом и Бог тоже беседует с ним.
Мама Володи всецело подчинила свою судьбу делу всей жизни мужа – истории. Говорят, что Поликсена Владимировна вслед за мужем так возненавидела Анну Иоанновну, что считала ее чуть ли не личным врагом.
Пока отец преподавал историю сначала наследнику Александра II, рано умершему Николаю Александровичу, а потом будущему Александру III, сын его взрослел и предавался невинным детским забавам: «Цель нашей деятельности за это время состояла в том, чтобы наводить ужас на покровских обывателей, в особенности женского пола. Так, например, когда дачницы купались в протекающей за версту от села речке Химке, мы подбегали к купальням и не своим голосом кричали: Пожар! Пожар! Покровское горит! Те выскакивали в чем попало, а мы, спрятавшись в кустах, наслаждались своим торжеством».
Ну а то, что случится позднее вряд ли можно отнести к числу слишком удачным шуток будущего христианского философа. Володя настолько увлекается взглядами революционных демократов, в частности Писарева, что однажды в порыве материалистических убеждений выбрасывает из окошка своей комнаты иконы. К этому же периоду жизни относится и случай, произошедший с ним на кладбище, когда Володя танцевал на поваленном им кресте.
К чести отца надо сказать, что нелепые выходки сына не остались без его внимания. Будущий философ был тщательнейшим образом выпорот. Кто знает, может быть, это обстоятельство и способствовало тому, что Владимир Соловьев, наспех распрощавшись с нигилизмом, пополнит ряды русских идеалистов. Вспоминая его, Розанов напишет: «Вообще в Соловьеве было много бродилаЮ закваски; мысли его колебались или были неясны, но они всегда и очень многих возбуждали; они давали темы, они указывали области исследования… таланты его были больше, чем успех…».
Его мысли, книги, стихи и поныне - «оправдание добра» в этом злом мире. Особенно для тех, кто не забыл, что в 1853 году 28 января (по старому стилю) в Москве родился великий русский философ Владимир Сергеевич Соловьев…

p.s. О Владмире Соловьеве у нас много писали в начале 90-х. Много издавали. И даже читали.
Вот у Лопоухого (кто знает о ком я, тот молчит) вышла книга тиражом 5 000 экземпляров. А знаете, сколько у второго тома полного, академического, собрания сочинений Соловьева? – 2000!!!
Бог с ним, с Лопоухим. Показывали тут намедни по каналу «Россия» концерт, посвященный администратору концертного зала «Россия» же: бабушка русской революции, сморщенный стручок. Какая-то Майа Пупкина. Концерт – дрянь: Басков, Кобзон и прочая. Шел он что-то около двух часов…
Спрашивается: куда все девалось? Был Соловьев, а теперь – пропасть какая-то. Басков сплошной.
Спросишь, а знаете? В лучшем случае телевизионного шоу-мена вспомнят, он все под дурачка косит. И, что самое жуткое, тоже, кажется – Владимир. Или режиссера, который Ассу снял. Бывший муж Друбич, заплывшие поросячьи глазки… А этого куда? Неужели на свалку? Жалко ведь…
в начало...


КЕЛЬТСКИЕ СНЫ О`КАРПОВА


Пролетают мимо птицы: воробьи, сороки, галки,
Мухи, бабочки, стрекозы, дирижабли и шары,
Вертолёты, самолёты и крылатые ракеты,
Чьи-то спутники-шпионы и один бумажный змей…

…А я - не пьяный и не мёртвый, просто мне поспать охота!


Когда в конце октября в Москве шел дождь, друиды, в кельтской мифологии, которой Саша увлекался, жрецы и прорицатели, приняли его тело в жертву (он даже и подписывал свои творения - О`Карпов). А душа бывшего выпускника геофака МГПИ имени Ленина, хотевшая обнять весь мир, переселилась на небеса обетованные.

В запустении старый театр,
Пересмотрен последний контракт.
Декорации сняты, и плесень
Покрыла подмостки.
Только небо не в силах понять,
То, что это - уже не антракт,
Всё ещё омывает слезами
Прогнившие доски.


Все в одночасье в яркой и стремительной, словно выстрел, жизни Саши Карпова (ему едва исполнился – 31 год), до того трагического момента, когда он оказался в числе заложников мюзикла «Норд-Ост», приобрело провидческий смысл. И имя его – Александр Сергеевич, и увлечение в студенческие годы флейтой… Согласно греческому мифу фригийский сатир Марсий, достигший необычайного мастерства в игре на флейте, вызвал на состязание самого Аполлона. Аполлон обыграл Марсия и содрал с него живого кожу. Кровь Марсия превратилась в одноименный поток. То, что в жизни обыкновенного смертного факт частной биографии, озарилось смыслом. Опоэтизировалось.
И, видимо, не может быть иначе. Ведь жизнь поэта, сорвавшегося в бездну, с физической смертью его не заканчивается, а только начинается.
Говорят, что славу ему принес перевод с английского на русский бродвейского мюзикла «Chicago». Я думаю, это не совсем верно. Это он, Саша О`Карпов, для друзей просто Шурик или Шурман (а не Штурман, как написали в одной из газет) принес мюзиклу известность.
Слава шла за Карповым по пятам со школьной скамьи. Поначалу - слава мальчика-вундеркинда, потом этакого школьного Пьерро, в него, уступающего сверстникам в росте и силе, каждый одноклассник почитал за честь плюнуть или сделать мелом на его спине отметину.
Бог «шельму» метит. Шурика Карпова же наделил пылкой фантазией, неуемностью натуры и феноменальной памятью.
Уже на геофаке МГПИ он увлекся КСП. Что и не удивительно. МГПИ - alma-mater, питавшая дар Юрия Визбора, Юлия Кима, поэта-песенника Юрия Ряшенцева и многих других.
Его однокурсники вспоминают, как он, владеющий многими музыкальными инструментами, мог на губной гармошке cыграть Баха. Знал в совершенстве английский. Увлекался геральдикой. Его талант всегда был шире каких-то определенных рамок.
Уже после окончания МГПИ бард ищет свое место под солнцем: «Я работал пионервожатым, учителем географии, учителем английского. Преподавал частным порядком, учил русскому иностранцев, занимался письменными переводами: от текстов по исследованию популяций одуванчиков до женского любовного романа. Работал супервайзером дилинговой компании. Был координатором проведения мероприятий в еврейском центре культуры. Торговал швейной фурнитурой. Пытался стать "челноком" и ездил в Польшу за музыкальными товарами. Организовывал дегустации шоколада фирмы "Марс" во Владимире. Был англо-русским переводчиком на нефтеместорождениях Западной Сибири и Туркмении. Наконец, продавал зонтики!» (из автобиографии О`Карпова).
В общем-то – тернистый путь нормального отечественного поэта, ощупью ищущего свой ритм, свое слово. Он его нашел задолго до пресловутого мюзикла. Живой пульс музыки стиха, вобравшего в себя нервное прерывистое дыхание русского рока, которому он отдал дань, таинственную магию кельтских мифов и большую теплоту человеческого сердца, бьется в каждой его строчке.
О`Карпов писал, как жил - без фальши. Когда чеченские бандиты, зарифмованные судьбой с чикагскими гангстерами, объявили, что заложникам, что им нужен человек, знающий английский язык, он вышел на подмостки в последний раз. Настоящие, а не из мюзикла отморозки несколько раз стреляли у него над головой, устраивая фальшивую казнь. Экзаменовали правильность перевода…
Когда стало ясно, что Саша Карпов, бард, музыкант, палиндромист, географ и просто русский поэт в одной из московских больниц не проснулся, гостевая на его сайте в Интернете захлебнулась от потока слез, воздав наследнику Марсия и друидов последние почести …

Мне бы к этому небу взлететь
И в глаза посмотреть
Тем, кто хочет уйти от ответа!
И разбиться о стылую твердь,
И упасть, и застыть. Умереть
И закончиться с песнями лета.


Светлая память!

в начало...



Hosted by uCoz