1>> 2>> 3>> 4>> 5>> 6>> 7>>

[взгляд и нечто] [халтура] [pro-za] [новости] [рецензии] [ссылки] [ гостевая книга] [ форум] [главная страница]


взгляд и нечто

В октябре...


Судьба Бердяева


Литература, страшные сны и прозрачные вещи


В ОКТЯБРЕ...



В октябре хорошо сходить с ума. Тихим, серым дождливым утром. В понедельник, когда надо вставать и идти на работу, утопая по маковку в блеклом студне непогоды. Ибо тоскливо жить на белом свете, господа, именно в октябре. Тепло безвозвратно и теперь, кажется, навсегда ушло. Впереди – промозглая слякоть. Дождь со снегом. Грипп. Унылая пора. Авитаминоз.

Мне тоскливо. Мне невмочь.
Я шаги слепого слышу:
Надо мною он всю ночь
Оступается о крышу.

Таким “Октябрьский миф” ощутил Иннокентий Анненский.
В октябре всякое человеческое существо томится бесплодными ожиданиями худшего. И они просто не могут не сбыться. Поэтому альтернативой легкому, недолгому, до первых листиков, помешательству является - революция. Или что-то, обязательно связанное с толпой, штурмами, шумом, гамом и перестрелками. Собственно, и революция в 1917 году произошла, видимо, не от революционной ситуации, а от переполнившего чашу людской тоски – томления. Слепой свалился с крыши. Разрыдался (кстати, у Анненского его слезы “растекаются по стеклам” ) и пошел бить морду хозяевам дачи.
В октябре 1905 года состоялась всероссийская политическая стачка, плавно переросшая в бессмысленный и беспощадный бунт. В октябре же, только теперь 1917-го, на одном из заседаний ЦК РСДРП(б) была принята резолюция о вооруженном восстании. А через пару дней, покуда либерал тужился в бессильной истерике: арестовывать Ильича или обождать, он влез на броневик. И увлек рукоплещущую его дешевому апломбу толпу в страну безумия.
Потом по причине отмены старой жизни и летоисчисления юбилеи октябрьской революции стали отмечать в ноябре. А в октябре – День конституции.
Вообще в октябре главного буревестника русского бунта тянуло произносить судьбоносные речи. К примеру, 2 октября он выступил на III Всероссийском съезде РКСМ с речью – “Задачи союзов молодежи”.
Всех, кого в те славные годы, принимали в комсомол (день его рождения отмечали 29 октября), должны были, как “Отче наш”, знать, чему Ильич призывал молодежь учиться, учиться и учиться настоящим образом.
О, старый добрый, чуть было не сказал – шкаф, СССР. День рождения А. Д. Цюрупы (1 октября). Или - Шафика Хорхе Хандаля, генерального секретаря ЦК коммунистической партии Сальвадора (13 октября)!!! Безбрежный серый горизонт социализма…
Но облетели, словно листья с деревьев, густые брови Леонида Паралича. Время старыми валенками зашелестело по полу. И одним прекрасным октябрьским утром 1993 года я очутился возле голубых елочек Белого дома. Под ними, словно елочные игрушки, приготовленные на Новый год детям в подарок, залег спецназ. Но не игрушечный, а настоящий. Серьезные, взрослые дяди играют в войну. Пукают выстрелы. Зритель этого нового шоу в перерывах между выстрелами занят мелким мародерством. Голубой “Жигуль” К87-67 МТ дочиста выпотрошен, словно селедка. Из окошка 5-го этажа пристройки или крыла Белого дома торчит белый флаг капитуляции, придавленный рухнувшей на него рамой.
Иду в сторону Нового Арбата сквозь милицейские кордоны. Обыск. Потом еще кордон. И опять – обыск. Менее тщательный, чем первый. Лицом к стенке не ставят. И не выворачивают карманы. Я возле магазина “Хлеб” на улице Чайковского. Магазин закрыт. Но хлеб продают через окошко, как в деревенском сельпо. Вдруг начинается яростный пулеметный треск. Неподалеку от нас осыпается, словно пыльный коврик под ударами выбивалки, стена дома. БТРы, стоящие рядом, открывают ответный огонь. Очередь приседает, старается замуроваться в стены, прячется во двор. Во мгновение ока рассеивается. Я пользуюсь моментом. И подбегаю к окошку. Пальба не стихает. В окне перекошенное от ужаса лицо продавщицы.
- Дайте булки, - кричу я, кажется, благим матом. Лицо у меня не менее перекошено, чем у нее.
- Какой? – орет она в ответ.
- За 150 рублей, четыре “розанчика”! – мой вопль взрывной волной вдавливает продавщицу куда-то вглубь. Впрочем, я как никогда вежлив.
- 600 рублей с вас! – кричит женщина в белом больничном халате.
- Пожалуйста!
Когда выстрелы стихают, очередь за хлебом возвращается на свои позиции и старается разобраться, кто за кем стоял.
Я подхожу к БТРам. Спрашиваю у бойца, высунувшего лицо с веснушками из люка:
- Куда вы направляетесь?
- Кто его знает! – на его лице та же растерянность, что и у меня.
- Каков был приказ?
- Неизвестно!
- Откуда ведется огонь?
- Х… его знает!
Потом еще этот старик в валенках куда-то в неизвестном направлении делает несколько шагов - на ощупь, как сумасшедший с бритвою в руке. И я – вслед за ним по прелой с морозцем листве…
Октябрь 1999-го после взрывов.
Однажды вечером к нашему дому подъезжает подозрительного вида машина с прицепом и останавливается возле одного из подъездов. Подозрительная - на взгляд бдительного соседа, не желающего отправляться раньше времени к праотцам по средствам гексагена. По крайней мере, не раньше, чем он увидит Лигу чемпионов.
Сосед дежурит со своим Мухтаром вне всяких графиков. И сразу бьет в колокола. Чья машина? Почему машина? Зачем машина? Ночью по тревоге разбужены за малым исключением все жители дома. Машина с таким номером ни за кем из них не значится. К ней со всех углов дома стягиваются хмурые люди. Одна маленькая старушонка, напоминающая гнома, вспоминает, как несколько часов тому назад, из этой машины, в наш подъезд вошел какой-то подозрительный субъект с бородой.
Хаттаб! – делает аналитический итог сосед с бородкой и с черенком от лопаты.
Что он собирается делать этим черенком, глушить, как карасей в пруду, Хаттаба и бандитов?
В кабине чеченского террориста через стекло наблюдательные граждане усмотрели какие-то иконки. Все это истолковано в качестве отвлекающего маневра коварного изверга.
Операция, как пишут в военных сводках, постепенно вступает в завершающую фазу. Тут же силами наиболее бдительных граждан подозрительный прицеп решительно оцеплен. Вызван участковый и наряд милиции с собакой.
Милиция настороженно щупает тент, скрывающий страшную тайну. Народ в ужасе отходит подальше, но не настолько, чтобы не видеть, что там?
Непосредственно под тентом обнаружены яблоки. Яблоки? Они начинены взрывчаткой! – шевелит бледными от страха губами чья-то голова под желтым фонарем.
Однако в раскрошенным на глазах изумленной публики яблоке, ничего кроме бурой и гадкой кашицы, не найдено.
Поиски взрывчатки в прицепе с яблоками решено временно прекратить до обнаружения хозяина машины. Напряжение жильцов нарастает. Спать никто не ложится.
Зачем теперь спать? Я не сплю. Можно уснуть и не проснуться, как авторитетно заявляет мне соседка по площадке в ответ на мой вопрос: как вы себя чувствуете.
Однако, вопреки мрачным прогнозам и ожиданиям все разрешается настолько же неожиданно, как и началось.
Из подъезда спустя полтора часа после ночного бдения выходит батюшка. С той самой подозрительной бородой, которая по предположению жильцов принадлежит Хаттабу.
В стоящей возле подъезда машине, окруженной плотным кольцом добровольцев, батюшка опознает свой старенький “Москвич”, прицеп и яблоки. Виновато улыбается из-под бороды. Все жутко разочарованы…
Вот так сквозь запахи тления и уныния обычно происходит жизнь в октябре. И мокрый, словно ощетинившийся, пес возле булочной, глядя мне в глаза, со сладострастием вычесывает блох и показывает выпроставшийся из-под улыбки розовой колбаской язык. Он счастлив. Он не знает, что бывает, когда начинается поздняя осень.
Но я-то знаю. И поэтому в октябре мне всегда хочется сойти с ума. По крайней мере до первого тепла...

в начало...

СУДЬБА БЕРДЯЕВА


Бердяева очень любили поминать в начале 90-х. Тогда же его охотно издавали и цитировали. Но спустя лет десять о нем надолго и прочно забыли. И дата 125-летия со дня рождения русского философа Николая Александровича Бердяева оказалась почти незамеченной и так бы и растворилась в череде других более громких юбилеев и великих реформаторских потрясений, если бы не книги.
Книги издаются и создают хрупкую иллюзию влияния Бердяева на умы. Николай Александрович Бердяев родился в Киеве, умер во Франции, и его судьба мистическим образом совпала с судьбой его Отечества, о котором он в свое время написал много горьких и справедливых слов. Но вряд ли кто-то за исключением, может быть, десятка недобитых интеллигентов сегодня на Украине воспринимает Бердяева в качестве национального мыслителя. Не стал он своим и у наших патриотов и либералов, хотя и те и другие в неустанной борьбе между собой изрядно цитируют его. Чуть более успешна издательская судьба его произведений во Франции. Там он издан почти полностью. Впрочем, это и не удивительно. Еще при жизни Бердяеву не нашлось места ни в одном из множества спектров русской мысли или политических партий.
«Судьба России», одна из бердяевской трилогии («Философия свободы» и «Философия неравенства»), в котором наиболее отчетливо слышен голос философа и бьется пульс его мировоззрения.
Собственно, сама книга, вышедшая в 1918 году, когда судьба Россия была предрешена, нечто иное как сборник статей, весь тон и смысл которых отражен в заглавии.
Стиль Бердяева афористичный и сверкающий парадоксами, как скальпель в руках у хирурга, с беспощадностью обнажает все наши национальные болезни, пороки и мифы со святостью и величием с одной стороны и низостью, чванливой сонливостью - с другой. «Россия – самая безгосударственная, самая анархистская страна в мире. И русский народ – самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать свою землю», - пишет он. А через несколько абзацев вдруг добавляет: «Россия – самая государственная и самая бюрократическая страна в мире… Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую империю». И здесь нет противоречия, поскольку парадоксальность мысль Бердяева черпает из громкокипящего кубка русской истории. Читателя, воспитанного на Ницше, это не должно шокировать. Ну а неискушенного неофита повсеместно ждут неприятные сюрпризы вроде очередного тезиса: «Россия – самая не шовинистическая страна в мире. Национализм у нас всегда производит впечатление чего-то нерусского, наносного, какой-то неметчины. Русские почти стыдятся того, что они русские; им чужда национальная гордость и часто даже – увы! – чуждо национальное достоинство. Русскому народу совсем несвойственен агрессивный национализм». И тут же рядом расположенного антитезиса: «Россия – самая националистическая страна в мире, страна невиданных эксцессов национализма… страна национального бахвальства, страна, в которой все национализировано вплоть до вселенской церкви Христовой».
Одна из самых замечательных глав в книге, озаренных гениальными прозрениями в русской психологии, «О «вечно-бабьем» в русской душе», посвящена Василию Розанову. На примере блистательных, иногда отдающих махровой русской же хлыстовщиной, чувственных розановских разоблачений и оголений своего маленького трепещущего «я» перед всем миром, Бердяев выводит суровую математическую формулу русской души: «Женственность Розанова, так художественно переданная, есть так же женственность души русского народа…Русский народ не чувствует себя мужем, он все невестится, чувствует себя женщиной перед колоссом государственности, его покоряет «сила», он ощущает себя розановским «я на тротуаре» в момент прохождения конницы. Странным и почти невероятным, но вполне очевидным конечным аккордом в книге является ее предпоследняя глава – «Демократия и личность».
Либералы эту главу всегда обходят вниманием в почтительном молчании, словно толпа гроб на катафалке, по вполне понятным причинам, патриоты цитируют до самозабвения: «Во имя некоторой бесспорной правды демократии, идущей на смену нашей исконной неправды, мы готовы были забыть, что религия демократии, как она была провозглашена Руссо и как была осуществлена Робеспьером, не только не освобождает личности и не утверждает ее неотъемлемых прав, но совершенно подавляет личность и не хочет знать ее автономного бытия».
Эти строки на заре перестройки казались почти кощунственными или по крайней мере старорежимным философским чудачеством с его эмоциональными крайностями и перехлестами, но жизнь как-то так совершенно по-злодейски взяла и с плохо скрываемой издевкой подтвердила высказанное Бердяевым восемьдесят лет тому назад: «Властвовать может лишь тот, кто властвует надо собой. Потеря личного и национального самообладания, расковывание хаоса не только не уготовляют демократии, но делают ее невозможной, - это всегда путь к деспотизму».
Жалко, что Бердяев так быстро «устарел». Впрочем, от него, после этих жестких слов, отвернулись и там, где они были написаны. И до сих пор не повернулись лицом там, где его слову и было предназначено взрасти из забвения.
Так что певца философии свободы еще предстоит открыть, видимо, еще не раз…

в начало...


ЛИТЕРАТУРА, СТРАШНЫЕ СНЫ И ПРОЗРАЧНЫЕ ВЕЩИ



Если честно, то о современной литературе все меньше хочется говорить. Все больше хочется молчать. Почти также, как в доме повешенного говорить о веревке.
Еще меньше хочется ее читать.
Досуг ли разбирать, хорошим человеком был усопший или нехорошим, ежели его больше нет. А есть какие-то тусклые воспоминания о том, сколько он получил или не дополучил литературных премий. Как будто качество литературного текста зависит от удельного веса лауреатских званий.
Еще каких-то лет двадцать тому назад может быть и зависело. Книги советских писателей выходили почти автоматически. Потом на место советских писателей пришли голодные и злые, униженные и оскорбленные диссиденты, антисоветские писатели. Страна бурно расплевалась с тоталитаризмом. И теперь книги антисоветских писателей выходят на автомате: Василий Аксенов, Владимир Войнович, Виктор Ерофеев и т.д.
Каждая новая книга Василия Аксенова сопровождается шумной бурей в стакане воды, издатели оповещают город и мир о выходе в свет «бестселлера». Аксенов с легкой тургеневской грустью, почти как «барин из Парижа», приезжает в «отечество», дает, позевывая и покашливая от «горького дыма» интервью, потом уезжает обратно греть старые кости и писать очередной бестселлер. А о романе тут же забывают, легонько попеняв «мастеру», что «Москва-ква-ква» или «Редкие земли» стали событиями литературного процесса, но, увы, не литературы.
Зато по первому каналу крутят бесконечный и заунывный, как ночной кошмар, сериал «Московская сага».
Впрочем, справедливости ради, стоит сказать, что Аксенов это - лейбл. Некий промежуточный окололитературный продукт, нечто среднее между модной маркой штанов и героем ушедшей в небытие эпохи, какой-нибудь вышедший на пенсию и остепенившийся Павка Корчагин.
В холку Аксенову жарко дышит довольно плотная стая в составе Димы Быкова, Людмилы Улицкой, Александра Кабакова, Александра Проханова, Ольги Славниковой и других литературных волков и крокодилов.
Кандидатов в пророки в своем отечестве разводят в больших аквариумах литературных премий, от Нацбеста до Большой книги.
Говорить об этом тоже не хочется. Потому как и тут приблизительно все ясно. Причем, всем. Даже самим участникам красочного театрального действа.
Скажешь, в примеру, Дима Быков. И все – ясно.
Что тут еще говорить? Кому и что доказывать?
То, что о Диме Быкове говорят, как о «большом» писателе – это уже не курьез, а диагноз. Поэтому ограничимся минутой молчания в память о том, хотя может быть и не таком уже и благословенном, но - времени, когда были все же писатели, а не «баба на чайник», увеличенная до размеров «Большой книги».
Далее идет некий литературный планктон, творчество которого, как правило, возбуждает в толстых литературных журналах вялотекущие и маловразумительные дискуссии.
Это – серая, безликая масса является необходимым элементом литературного процесса, этаким бетонированным фундаментом для пьедестала, на который взбираются лишь единицы. На всех славы и денег, как правило не хватает. К тому же слава – штука скоропортящаяся и переменчивая. На ее упаковке отчетливо, да и то не всегда, видна дата изготовления, а цифры срока хранения стерлись за ненадобностью.
Вот несколько лет тому назад Букера присудили Олегу Павлову. А кто сейчас помнит за что, а, главное, кто-нибудь читает это?
Вряд ли. Поэтому литературное пространство наполняют этакие призраки потухших звезд, старые пыльные остовы динозавров в палеонтологическом музее.
Пелевин, Сорокин, Виктор Ерофеев…
Вряд ли кто-то помнит первого лауреата премии Букер. Хотя можно в интернете, как из проруби, выудить его имя. Оказывается это - Харитонов.
Что такое Харитонов, зачем Харитонов?
Или кто с первого раза назовет имя первого лауреата премии Национальный бестселлер? Кто он, этот неизвестный солдат невидимого фронта? Что он пишет? И, главное, зачем? Важно ли это нам знать или не важно?
На книжных полках скопилось такое количество, простите, дерьма, что иной раз хочется, чтобы он, этот литературный процесс, на немного притормозил.
Ведь это - огромный по тяжести и объему пласт современной литературы, которою практически никто, за исключением самих господ сочинителей и пары-тройки критиков, не читает.
И все это заслоняет от нас подлинную литературу, которую читать просто необходимо. Кто, к примеру, что-нибудь слышал о таком писателе, как Борис Лазаревский?
Думаю, что полтора специалиста-филолога И все. Зато все теперь знают, что есть такое существо - Дима Быков.
А зачем нам это знать?
Мощный прирост ненужной и просто плохой литературы не такое уже и безобидное дело.

У нас то и дело, к месту и ни к месту приводят выражение «Пушкин – наше все». Известный обрывок предложения из статьи Аполлона Григорьева «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина».
Статья эта появилась в «Русском слове» в 1859 году. Полностью это предложение звучит так:
«А Пушкин – наше все: Пушкин – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другим мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, - все то, что принять следует, отбрасывающий все, что отбросить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами, набросанный образ народной нашей сущности, - образ, который мы долго еще будем оттенять красками». Скажите, кто из вышеперечисленных подходит под это определение, хотя бы в какой-то степени?

А может эти люди есть на другом фланге? В стане «патриотов», которые в отместку либералам выдумывают и регулярно присуждают свои премии?
И тут – одни призраки и упыри!
Современная литература особенно в канун Рождества напоминает кошмарный или страшный сон, который, словно творится в голове домоуправа Никанора Ивановича Босого из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Напомню на всякий пожарный, что Никанору Ивановичу снится сон, события в котором проистекают в тюрьме-театре. Никанор Иванович, вызванный на сцену, произносит свой монолог о «подброшенных чертями» деньгах, клянется Всевышним, но, в конце концов, проваливается.
Кстати, Борхес полагал: сны – это беллетристика. «…вероятно, мы продолжаем сочинять сон и в момент пробуждения, и во время пересказа».
Получается, что исхода нет. Спим ли мы, пробуждаемся, а литпроцесс идет себе и идет. А может и вправду хватит уже писать-то?

Давайте в следующем году сделаем перерыв. А Большую книгу надо присудить небольшому роману Набокова «Прозрачные вещи».
За что? За то, чтобы его лишний раз перечитали и обсудили!
Согласен, не лучший роман Набокова, к тому времени уже давно, словно бабочка, выпорхнувшего из своего прежнего псевдонима – Сирин. Скорее это - роман американского писателя русского происхождения. К слову сказать, дискуссия на тему о разнице между Сириным и Набоковым не такая уж и надуманная, но довольно-таки праздная. Чем, собственно, и замечательна. Поскольку спорить тут можно до посинения одного из ваших собеседников, зажатых вами в стальной зажим неопровержимых доводов в пользу того, что Набоков – это не Сирин. Или наоборот.
Вообще же, чем больше цифр, озаряющих в темноте искаженное от неумеренного потребления нумерологической символики ваше лицо, и фактов вы обрушите на собеседника, тем лучше. Начните с того, что роман «TRANSPARENT THINGS» закончен одним из авторов (раздвоенность естественная среда, в которой обретаются Набоковские герои, к тому же вы еще не пришли к общему знаменателю, объединяющему Сирина и Набокова в одно лицо) 1 апреля 1972 года. 1 апреля родился Гоголь.
Как это: ну и что? Гоголь просвечивает в Набокове, за какие бы псевдонимы он от него не прятался.
Кстати, один из вариантов перевода названия романа – «Просвечивающие предметы». Однако с таким же успехом можно утверждать, что сквозь романы Набокова просвечивают и прочие одушевленные и неодушевленные предметы вроде поезда. Эта особая, чуть холодноватая, система Набоковской подсветки предметов, фокусирование оптических возможностей его глаза на одной детали, все признаки которой один к одному совпадают с отраженным в зеркале ночным столиком в вашей спальне или чистилище вашей души, куда заказан путь любому из смертных, кроме него, и делает предметы прозрачными. А вас - беззащитными и сирыми.
Набоков – прямо-таки какой-то черт за вашей спиной, подсушивающий и скрупулезно фиксирующий ваши потаенные помыслы и ощущения. А стало быть – немножечко Гоголь. И поэтому вам гарантировано мучительное недоумение от чтения таких вот пассажей: «…и купил хороший серый свитер с высоким горлом и с крохотным, очень красивым американским флагом, вышитым прямо под сердцем»?
Разумеется, что красивый американский флаг любовно вышил под сердцем сам Набоков, сквозь которого просвечивает американец, гордящийся своими национальными символами. По мне он, флаг, тем более, американский, здесь уместен не больше, чем топор. Но раз его поместил сам Набоков, то пусть его. Было бы еще глупее, если бы на месте американского флага оказался советский. Или российский. Страны, где он родился, уже не было. Американский флаг здесь сродни якорю. Им пытаются зацепиться за литературу, на языке которой роман и был опубликован. И издан. А оптимальная форма его бытия в окружающей действительности в качестве бестселлера гарантирует его автору средства к существованию. Короче говоря, не продается вдохновение, но можно… и т.д.
Наша же литература – нечто неуловимое и скользкое. Не даром, наверное, Георгий Адамович, которого Набоков недолюбливал, и Адамович платил последнему той же монетой, написал в одной из своей лучших книг – «Комментарии»: «Россия – страна промежуточная». Если это так, то что же такое ее теперешняя литература?
Что это?
А?
И не лучше ли ей в следующем году благополучно со всеми своими премиями и славными деятелями провалиться в тартарары?
Провалиться, чтобы с нового года, а лучше всего с понедельника - начать все заново…

в начало...